Управление изменениями — стремись вверх!   
Статьи по тематике "Управление изменениями" Свод тезисов спокойной жизни


Рыночная нестабильность отразилась на настроении успешных людей. Многие жители Рублёвки пребывают в состоянии тревоги и растерянности. "Вся Рублёвка" попыталась разобраться, как сохранить спокойствие.

Мы побеседовали с одним из самых эффективных бизнес-консультантов, успешно практикующих в пространстве большого и среднего бизнеса, знакомым многим жителям Рублевки Давидом Шустерманом.

Эйфория закончилась.
Первое, с чем мы столкнулись при исследовании вопроса, это наплыв клиентов у бизнес-консультантов и бизнес-тренеров. Речь идёт как о собственниках бизнеса, так и о наёмных сотрудниках категории "топ-менеджер". Да и просто менеджеры - уволенные или на пороге увольнения - пошли за советами к профессионалам. Специалисты рынка бизнес-консалтинга сходятся во мнении: в России "всё на новенького". И кризис, и банкротства. Успешные американцы, которые по обыкновению банкротятся не менее двух раз за жизнь, относятся к таким процессам, как к карточной игре. И на таких падениях просто учатся.

Кризис 1998 года был не длительным и стресс был тогда не серьёзным. Сейчас мы все переживаем новый опыт - удар мирового кризиса.

Самое страшное - считает Давид Шустерман - это то, что последние восемь лет успешных Россиян ничему не научили. Все пребывали в эйфории от роста цен на нефть. Всех вдохновляла идея их дальнейшего повышения до бесконечности. Далее. Дешёвые кредиты также сделали своё дело. Никто не проявлял интереса к грамотному управлению. А нормы прибыли в несколько сотен процентов и вовсе казались единственной схемой успешного менеджемента.

Многие за эти годы успели получить дипломы MBA. Не отдавая себе отчёта в том, что за ними не стоит ничего. А реальных топ-менеджеров, которых выявил тот процесс, который сейчас назвали "кризисом", можно сосчитать по пальцам.

Вот к каким выводам пришла <Вся Рублевка> по итогам нашей беседы.

Вывод первый.
Одна из причин "бедствия" - это отсутствие у людей ответственности. Сегодня мало кто понимает, что личные риски и бизнес связаны напрямую. А грамотный менеджер это не тот, кто умный. А тот, кому есть, чем отвечать. Страшно подумать, но фраза "он уже две авиакомпании развалил, глядишь, чему научился" сегодня в ходу у так называемого менеджмента.

Вывод второй.
Сегодня, как это ни удивительно, катастрофический дефицит менеджмента.
Бизнес - это игра. И нужно уметь быть адекватным этой игре. И нужно учиться быть стрессоустойчивым.
Нынешний кризис нам продемонстрировал: бизнес - это реальность, а не сказка. И в очередной раз выявил факт того, что Россия - страна не правил, а отношений. Сегодня выживет тот, кто начнёт применять на практике схему "по правилам".

Вывод третий.
Нужно спросить себя "А чего я хочу?". Даже так: "А что я имею право хотеть?"
Ведь бизнес - это, прежде всего, иметь цель. Если нет внятной цели, может быть, имеет смысл переждать года три, если есть деньги?

Следующий вывод.
Нужно задать себе вопрос: "Где мой клиент?"
Многие и сегодня живут по принципу "Я мелочёвкой заниматься не буду". И это зря. Кстати, сегодня очень много шансов у тех, кто начинает собственный бизнес. И с мелочей. Ведь сегодня идёт много сокращений в мелких и крупных корпорациях. И многие из бывших "наёмников" смогут подхватить следующий виток на рынке.

Вывод пятый.
"Феодальный этап неэффективен". Если и дальше в России будет продолжаться феодальное отношение собственника к наёмному сотруднику, а последний будет это принимать, и с психологическим настроем, и с реальными успехами будет хуже. Как пример - выступления руководителей крупного бизнеса. Там сплошные мечты о монополии: тракторы. Боинги. Люди привыкли к сказочному миру, где всё непрерывно растёт в цене. А люди стали обыкновенным расходным материалом. Который, впрочем, таковым себя и считает.
Сейчас мы платим за враньё: успешность команды, "дутые отчёты". Многие из бизнес-консультантов ещё в начале 90-х годов твердили о грамотных договорах между наёмным сотрудником и собственником. И вот почему.
Один из залогов стабильности - это гарантия отношений между сторонами. Никакого феодализма быть не должно. Если что не так - специалист встаёт, говорит собственнику "До свидания!" и уходит к конкуренту с клиентской базой. Или создаёт собственный бизнес, если хватает такого уровня ответственности.
Консультанты рынка бизнес-услуг вспоминают, историю ритейлов - "ашанов", "метро", когда вставали целые департаменты и уходили в другие торговые сети. И собственник или его ключевой топ-менеджер должен понимать, что в одиночку управлять невозможно.

Вывод шестой.
Играть по правилам. И только. И правила топ-менеджмента написаны "кровью бойцов". В том числе людей из разорившихся бизнесов во всём мире. И чем быстрее мы начнём исполнять эти правила, тем спокойнее станет людям успешным и тем, кто стремится в эту сторону. Так что сейчас Россия проходит очередной этап учёбы.

Вывод седьмой.
Перестать путать знания и навыки. Бизнес нуждается в навыках. Многие не видят этого различия. Нужно понимать, что человек умнеет не тогда, когда прочитал книгу. Поэтому не нужно паниковать, если кризис застал нас врасплох. Потому что сейчас наступает довольно удачный момент успешно продать свои навыки. В особенности это касается наёмных сотрудников.




Вывод восьмой.

Время болтунов закончилось. Тест простой: "Что ты продаёшь организации как результат? Что ты умеешь продать? Как ты умеешь организовать процесс?"
По порядку. Вернёмся к "феодализму". Главный его "предмет продажи" - это неопределённость. Как со стороны собственника, который не умеет требовать результатов. Так и "наёмник", который не умеет говорить на языке этих самых результатов.
Во многом такая ситуация сложилась оттого, что сама фраза "что ты продаёшь?" не из нашего языка. Многим до сих пор стыдно сказать "продаю", "продаюсь".
А что это за рынок, где нет продавцов?

Вывод девятый.
Рынок - это продажи и ничего более. Кроме акта "купи - продай" на рынке нет ничего. Конечно, можно питаться Святым Духом или до скончания своих дней искать спонсора. В данный момент мы оставим вне обсуждения эти категории. Кризис показал нам всем - и рынку бизнес-консалтинга в частности: в России база понимания бизнеса имеет чудовищное сопротивление. Многие собственники до сих пор считают: главное, чтобы сотрудники были умными. И требования, которые наниматель предъявляет к наёмнику - сплошные прилагательные: "Упорный, коммуникабельный, креативный". То же касается граждан, на работу нанимающихся. Их резюме - это слёзы: "Целеустремлённый, активный+" У консультантов это называется "Про любовь".

Вывод десятый.
Немедленно корректировать собственную языковую базу. Это касается всех: и владельцев бизнеса, и подчинённых. Имеет смысл написать себе: "Я продаю:
- ...
- ...
- ...
И далее разложить по пунктам. Каждое слово - существительное".
Кризис-консультанты считают: если человек не изменит понятийный язык, никаких изменений не будет. И успешные люди, которые со спокойствием переживают сегодняшнюю нестабильную обстановку - это те, кто вышел на этот уровень.

Вывод одиннадцатый.
Настало время слезть со стула. Сегодня придётся побегать. Потому что уже почти закончилось время, когда были "лёгкие" деньги. Отгрузить вагон в регион, забрать свои триста процентов прибыли - об этом можно забыть. Надо расстаться с иллюзией: "Можно меньше работать, потому что каждый год само по себе становится лучше". В России начинается реальность.